Большие планы малой авиации

Новая жизнь «старого» аэродрома в Невоне началась весной 2017 года. Именно тогда решением Думы района взлетно-посадочная полоса была передана в собственность Невонского муниципального образования. Что изменилось с тех пор, каковы планы на развитие аэродрома, рассказывает глава Невона Николай Мезенцев.

- Николай Андреевич, почему вы все-таки решили возобновить работу аэродрома в Невоне?

- Этому способствовало немало факторов. Основное - это политика государства, направленная на развитие малой авиации в России. Об этом повсеместно говорят и на заседаниях правительства РФ, и на уровне области. У нас такая возможность - развивать малую авиацию - есть. Но для того, чтобы изыскивать средства на сохранение, а где-то и на восстановление полосы, необходимо было забрать ее в собственность Невонского МО. Этим вопросом мы и занимались до положительного решения вопроса весной 2017 года.

- Какими были ваши первые действия?

- Чтобы легализовать авиационную полосу, мы оформили ее аэронавигационный паспорт. В нем указываются такие данные, как привязка полосы, координаты, заходы и т.п. Сейчас посадочная площадка вновь входит в реестр, на нее могут производить посадку самолеты четвертой категории, относящиеся к малой авиации, а также вертолеты всех типов.

- Какие самолеты, вертолеты вы уже принимали с тех пор?

- Совсем недавно на нашей базе прошли тренировки «десантников» местных лесхозов. Это непременное условие подготовки к пожароопасному сезону. Проходят такие тренировки ежегодно. Последние два раза вертолет предприятия «АэроБратска», на которое возложены функции по проведению таких тренировок, приземлялся и взлетал с нашей полосы. Суть тренировок в том, что десантники спускаются с вертолета на землю по тросу - это необходимо на таких пожарах, когда у вертолета нет возможности приземлиться. К слову сказать, до этого года авиатушением пожаров занималась «ЛесАвиабаза», но само предприятие реорганизовали, а ее функции передали областному лесхозу.

В мае на базировку мы вновь ждем самолет, который будет совершать облеты Усть-Илимского района с целью обнаружения пожаров в наших лесах. В прошлом году областной тендер выиграла питерская компания «Бумеранг», ее самолет Cessna и экипаж весь пожароопасный период базировались на нашей полосе.

Нельзя сказать, что до этого авиапатрулирование в нашем районе не проводилось. Просто сейчас у частников есть выбор, и, конечно, они выбирают то, что им удобнее. Базироваться у нас им удобнее потому, что все необходимое в шаговой доступности - магазины, почта, заправка, амбулатория. Кроме того, большой порт («Посадочная площадка (аэропорт) города Усть-Илимска», - ред.) три раза в неделю принимает пассажирские самолеты, в связи с этим могут возникнуть помехи в случае оперативной необходимости взлета. А работа с лесными пожарами показывает, какую роль играет время в их ликвидации.

Еще одно важное для нас событие за прошедший год - авиационное шоу в сентябре прошлого года. Это было одно из мероприятий, посвященное 90-летию ДОСААФ. В течение четырех дней иркутское отделение ДОССАФ обучало всех желающих парашютному делу. За это время первый раз полетали с парашютом около ста наших горожан разного возраста.

- Это все за деньги?

- Да. Средства, полученные от предприятий, базирующих свою авиацию на нашей полосе, поступают в МУП «АэроНевон». Средства небольшие, они расходуются на оплату затрат электроэнергии, на содержание полосы.

- Николай Андреевич, вы считаете, что здесь будут базироваться и другие самолеты?

- Конечно. Малая авиация выполняет множество задач. Например, санитарная авиация. Работая в большом порту, мы дважды принимали санитарные вертолеты, они прилетали в экстренных случаях из Братска. Теперь они могут садиться здесь, в Невоне, а сюда больных везти гораздо ближе.

Отсюда удобнее вести и поисково-спасательные работы, и обеспечивать безопасную доставку инкассации. Мы готовы принимать все борта, выполняющие технические рейсы.

Кроме того, сейчас ведется разработка месторождений в Эвенкийском направлении. Исследования в районе Ванавары показали, что там есть залежи нефти и газа. Пока еще в промышленных масштабах добыча там не ведется, но это вопрос недалекого будущего. Сейчас туда летают из Красноярска, но расстояние от Усть-Илимска до Ванавар в три(!) раза меньше.

Мы уверены, что у нас можно развивать и авиационный спорт. Из города к нам приезжают парапланеристы. Мы приглашаем к себе ребят из авиамодельного кружка, в том числе и для того, чтобы заинтересовать этим увлечением и невонских мальчишек и девчонок. Возможно, найдутся предприниматели, которые захотят открыть у нас картинг - мы можем предоставить им место.

- Какие еще задачи вы перед собой ставите?

- Во-первых, мы хотим сохранить то, что у нас есть. А это взлетно-посадочная полоса. К лету мы проведем здесь субботник, привлечем наши школьные экологические отряды к уборке территории.

Есть проблемы с водоотводом - надо почистить водоотводные каналы. Также мы хотим восстановить работу радиостанции для приема сигналов, установить антенну. Такие небольшие работы мы можем сделать и сами, не затрагивая средств местного бюджета.

Основательно придется поработать и над зданием аэропорта. Чтобы вывести его из аварийного состояния, нужно полностью заменить старую электропроводку, отремонтировать полы, завалинки, обшивку, оконные и дверные рамы. Но зато после этого здание можно будет использовать по прямому назначению. А это и помещение для диспетчера, и зал ожидания для спецконтингента.

А вот вторую часть строения можно было бы отдать под краеведческий музей. Как считают специалисты архитектурно-этнографического музея «Тальцы», здание Невонского аэропорта представляет собой ценность, они им не раз интересовались. Большой помощи от них, конечно, ожидать не приходится, но если часть здания Невонского аэропорта (вдруг) станет частью этого музея, мы сможем рассчитывать на ставку музейного смотрителя. Я думаю, что мы выбрали верное направление. Если мы выполним все задуманное, нам потомки только спасибо скажут.

- Николай Андреевич, спасибо вам за беседу! И, конечно, успехов!

                                                                        
Из истории невонского аэродрома
Первый самолет Як-12 с тремя пассажирами на борту приземлился в Невонском аэропорту еще в 1960 году. Надо сказать, что в те годы в Усть-Илимском районе было три посадочные площадки для таких самолетов, как Ан-2, Ил-14 и Як-12, открыты они были в Невоне, Кеуле и Воробьево. Аэродром в Невоне, благодаря своему расположению, всего в одном километре от Усть-Илимска, считается первым аэропортом нашего города. Его размеры, 1080 метров на 29 метров, и асфальтовое покрытие позволяли принимать легкие транспортные самолеты. Он был невероятно востребован в годы строительства ГЭС, ЛПК, города, вплоть до 1980 года, когда в эксплуатацию был запущен новый аэропорт Усть-Илимска. Но и после этого Невонский аэродром не перестал существовать. Он использовался для приема вертолетов и самолетов малой авиации, выполняющих так называемые технические рейсы.

На портале «Иркипедия» мы узнали, что в 2010 году в Невоне было создано муниципальное предприятие «АэроНевон». Его экипажи работали в основном летом по предупреждению лесных пожаров в Усть-Илимском, Братском и Нижнеилимском районах. А когда в 2012 году была объявлена чрезвычайная ситуация, летчики «АэроНевона» первыми приступили к ликвидации лесных пожаров.

Глава Невона Николай Мезенцев напомнил и о таком факте в истории Невонского аэродрома, как существование здесь авиационного спортивного клуба. «Было время, когда аэродром передавали в безвозмездное пользование ДОСААФ России, - говорит Николай Андреевич. - Это был один из самых крупных подобных клубов в Иркутской области. В его собственности было около 15 бортов». После развала системы ДОСААФ и невонский авиаклуб прекратил свое существование.

А после того, как на базе нового усть-илимского аэропорта было создано МУП «Посадочная площадка (аэропорт) города Усть-Илимска» и оттуда возобновили полеты пассажирские самолеты, надобность в Невонском аэродроме отпала совсем… Самолеты, выполняющие рейды по предупреждению лесных пожаров, также базировались на территории посадочной площадки. А взлетно-посадочная площадка Невона числилась на балансе районной администрации, но по факту даже не входила в реестр посадочных площадок РФ.

Галина Самодумова
ВЕСТНИК 
Усть-Илимского ЛПК
19 апреля 2018
Комментарии (7)